nnikitenko


Сделай это творчески!

Личный блог Нины Никитенко


Previous Entry Share Next Entry
Песнетворчество с Пэтом Паттисоном - Неделя 1 - "Путешествие песни" - Часть 1.
nnikitenko
Привет, дорогие друзья. Я уже упоминала о курсе "Songwriting", который сейчас можно пройти на corsera.org. В этой статье - лекция Пэта Паттисона о трех главных вопросах, на которые дает ответ песня, и об инструменте создания песни "Точка зрения".


Поднимается занавес, мы видим Донни, сидящего за письменным столом. Он пишет, пишет и пишет.
Десять секунд, пятнадцать, двадцать. Зрители начинают нервничать. Он все пишет. Вдруг, справа из-за кулис выходит Донна и говорит: "Донни". Донни говорит: "Да?" "Донни"  - она ставит свои чемоданы, - "Я должна уйти от тебя". "Что?"
"Донни, я чувствую, что потеряла себя. Я...Я не знаю, кто я. Я не знаю, где я. Я думаю, что должна ехать в Марракеш, мне нужно найти себя, потому что ты не можешь любить кого-нибудь по-настоящему, если не знаешь, что ты и где твое место. Мне нужно найти себя. Мне жаль.  Мне так жаль! Особенно жаль, что мы должны были пожениться на следующей неделе...Но мне нужно уйти. Прощай. Не жди меня. Я, возможно, никогда не вернусь", - и она берет свои чемоданы, поворачивается, чтобы уйти.
В этот момент, Донни, молча сидевший за столом в потрясении,  поднимается из-за него и вдруг, начинает петь.
Он хочет сказать что-то вроде: "Как ты могла так со мной поступить?" или "Подумай о том, что между нами было". Или "Что же я должен делать теперь?" Возможно, он хочет сказать что-то подобное.
Он может рассказать о своем состоянии. Например: "Я  чувствую себя разбитым" или "Я тебя ненавижу!" или "Я когда-нибудь добьюсь тебя" или "Я буду ждать" или "Я зарегистрируюсь на match.com!" (сайт знакомств) Что угодно. Но что он сейчас делает?
Сейчас он собирается донести сообщение. Каждая песня, которую вы пишете должна отвечать на три вопроса:
1. Кто говорит?
2. Кому говорит?
3. Почему? ( с какой целью?)
Если на любой из этих трех вопросов нет четкого ответа, ваша песня будет хуже, чем она могла бы быть.
В нашем случае Донни говорит с позиции текущего времени. У него есть повод, который побудил его что-то сказать. Он обращается к Донне, которая дала ему этот повод. Следующий вопрос - почему? Почему он вдруг поднимается из-за стола и начинает петь? Все эти действия не случайны. Что может быть причиной? Именно это мы должны узнать: что мы хотим сказать? Какую мысль хотим донести?
Обратите внимание, эту мысль мы хотим донести с позиции настоящего. Повод: "Я ухожу от тебя". Он может сказать: "Посмотри, нас многое связывало в прошлом". Он может сказать: "что же мне теперь делать?" (в будущем) Либо может сказать: "Я ненавижу тебя" (в настоящем)
Однако все передается с позиции настоящего, из которого мы можем обратиться к прошлому или к будущему. И такой подход сохранит фокус песни довольно четким. Если вы проанализируете большинство песен, отвечая на эти три вопроса, вы поймете, кто говорит, к кому он обращается, и главное, почему. Это очень интересный метод, который помогает взглянуть на процесс написания песен в целом.
Итак, в вашей песне вы хотите выразить идею. Откуда эта идея приходит? Откуда приходят идеи песен? Ответ - отовсюду. Есть много способов, как может зародиться песня. Она может появиться , когда вы наигрываете что-то на музыкальном инструменте, какие-то аккорды, например. Вы можете начать напевать что-то на эти аккорды, что-то приходит вам в голову и вы просто начинаете напевать какие-то слоги, потом слова и эта вещь развивается. Здорово, когда так происходит. Но наступает момент, когда вы спрашиваете себя: "Хорошо, что я собираюсь сказать? В чем здесь основная идея?" И тогда эта вещь действительно начинает становиться интересной. Что вынуждает вас сказать то, что Вы говорите? Может быть это что-то, как у Донни. У вас есть мотивация сказать что-то, потому что что-то произошло в вашей жизни: может быть, курс, который вы изучаете в этот момент, или потому что ваше "сердце разбито" и так далее. Мы чувствуем необходимость выразить что-то. Мы можем, на самом деле чувствовать себя счастливыми и хотеть выразить это счастье. Это может быть, например: "Я так благодарен за то, что ты есть в моей жизни" или "Я хочу, чтобы наши отношения становились лучше". Что-то подобное. У вас есть, что сказать и песня станет  средством выражения вашего чувства, выражения вашей идеи. Это может быть например: "Мне так грустно, когда я вижу бездомного на улице..." И вы хотите написать песню про бездомных. Идея песни может появиться, когда вы слышите чей-то разговор: кто-то что-то сказал, это может быть небольшой кусочек фразы, а подумали: "О, об этом можно написать песню!"
Например, Том Гамильтон из "Aerosmith" на их альбоме "Tell me", на котором идея его заглавной песни появилась, когда он изучал инструменты и стратегии класса написания лирики в музыкальном колледже Беркли. "Скажи мне, скажи мне, скажи мне, скажи мне что? Скажи мне, почему это так? Почему я люблю тебя так сильно, но ты не можешь вернуться?" И это была  вещь, на которой построилась эта песня. Песня Джона Майера Belief из его альбома "Continuum", в которой он говорит о природе веры. Очень интересная политическая песня. Что-то, что вам нужно выразить.
И одна вещь, которую я хочу поощрить вас делать - это начать слушать диалоги людей. Потому что  почти все из этого, если вы задумаетесь, может стать темой вашей песни. Я веду файл возможных идей для песен, и записываю их туда сразу, как только они возникают. И это я тоже поощряю вас позаимствовать. Просто заведите небольшой блокнот или файл на вашем компьютере и записывайте - ведите список возможных идей для песен, и тогда вы сможете начать обдумывать их. "Какого рода  песней это может быть?" "Кто говорит, кому и почему?"
Какие взаимоотношения у певца с аудиторией? Возможны 4 типа отношений:
1. Певец может быть просто рассказчиком. Эта идея может быть выражена, например, так: "Он любил ее так сильно, и все же она не смогла полюбить его" Но отметьте, что сейчас певец - рассказчик, и я, как певец, пою: "Он любил ее так сильно, и все же она не смогла полюбить его". Я прошу вас, вместе со мной, понаблюдать за ними. Это значит, что мы: я -певец и аудитория не имеем близких, личных отношений. Я - просто рассказчик. Это называется повествованием от третьего лица. Все, о чем мы только что говорили, называется точкой зрения. она определяет отношения между певцом и аудиторией. Итак, он любит ее, и я с вами, не имею никаких отношений, кроме того факта, что я рассказываю вам эту  историю. Это самая объективная точка зрения, факты преобладают над чувствами. Третье лицо - это Бог. Третье лицо имеет доступ к сознанию каждого героя. Ему доступно прошлое, настоящее и будущее, он знает все, он вездесущ. Итак, при повествовании от третьего лица, мы смотрим на все со стороны, с большого расстояния. И есть много идей, которые будут работать хорошо в повествовании от третьего лица.
2. Следующая точка зрения - повествование от первого лица. Тогда мы будем говорить: "Я любил ее так сильно, и все же она не смогла ответить на мою любовь". Теперь, я и вы, певец и аудитория, имеем отношения, некоторую интимность. Я рассказываю вам что-то о себе. Но она все еще остается на расстоянии. Это великолепный формат, замечательная точка зрения. Для меня, выражающего, что я чувствую. Теперь мы имеем более близкие отношения. Я могу рассказать историю о том, что случилось со мной. И ответ на вопрос "почему" будет в том, что я узнаю из рассказа от первого лица.
3. Повествование от второго лица: "Ты любил ее так сильно, но она все еще не ответила на твою любовь". Теперь здесь есть такое ощущение интимности, что такие слова Я или Мы или Нас или любые другие местоимения первого лица не должны быть указаны. Здесь только "ты" и "она", или "ты" и "он", или "ты" и "они". Вы можете взглянуть на  песню "Dylan" Rolling Stone. Или на "For no one" Beatles. Это по-настоящему хорошие примеры повествования от второго лица. Или "Somebody" группы "Eagles". Повествование от второго лица выглядит так, как будто певец собирается выглянуть из-за угла и сказать "Я!". Или открыть занавес и сказать: "Я!". Просто ощущение связи через чувство близости, которое по-настоящему никогда не будет ощутимо.
4. Наконец, самая интимная точка зрения - прямое обращение: "Я любил тебя так сильно,но ты все еще не ответила на мою любовь".
Я хочу сказать, что не существует правил при написании песен. Есть только инструменты. Хотя есть одно правило, о котором мы поговорим позже. Но есть инструменты. И когда у вас есть идея песни, вы должны пробовать реализовать ее с разных точек зрения, и посмотреть, какая точка зрения передает настоящие чувства, выглядит более искренней. И когда вы начнете работу над построением своей песни, вы создадите "путешествие" для слушателя, создадите отношения со слушателем. "Кто я тебе?" "Что я, певец, для тебя, аудитория?" Я - рассказчик, который говорит "он" и "она"; или я - рассказчик от первого лица, который говорит "я" и "она"; или я - рассказчик от второго лица, который говорит "ты" и "она"; или я говорю "ты" и "я".
Точка зрения напрямую связана с первыми двумя вопросами, которые упоминались выше: "Кто говорит и кому?". Три вопроса, ответы на которые должна давать каждая песня.

В следующей части этой лекции мы познакомимся с шестью лучшими помощниками автора песен.

Recent Posts from This Journal


  • 1
Философский трактат прямо :)

везде есть своя философия)

как всё глубоко и серьёзно...

и мне понравился)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account