?

Log in

No account? Create an account

nnikitenko


Сделай это творчески!

Личный блог Нины Никитенко


Previous Entry Share Next Entry
Песнетворчество с Пэтом Паттисоном - Неделя 2 - "Просодия" - Часть 4. - "Длина строк"
nnikitenko
Привет, дорогие друзья!) Сегодня Пэт Паттисон расскажет о том, как применять длину строки в секции песни. Если вы пропустили предыдущую часть курса, она находится здесь.


На прошлых занятиях мы поговорили о том, как количество строк влияет на чувства, которые передает песня. Сегодня обсудим второй элемент, который у вас есть для создания просодии - длина строк в секции песни. Итак, мы создаем ощущение стабильности/устойчивости или нестабильности/неустойчивости. Стабильность останавливает нас. Нестабильность говорит: "Давай продолжать" или "Что-то потеряно...Что-то недосказано."

Когда две строки совпадают по длине, создается ощущение стабильности, устойчивости, сбалансированности, завершенности, разрешенности. Когда две строки имеют разную длину, они не создают ощущения стабильности, сбалансированности, разрешенности.

Eenie meenie miney moe (7 гласных звуков)
Catch a tiger by the foot. (7 гласных звуков)

Ощущается, как будто движение остановилось.
Или еще пример:

Mary had a little lamp (6 гласных звуков)
Fleece was white as snow. (5 гласных звуков)

Когда вторая строка короче, создается ощущение, что движение должно быть продолжено.

Вы можете начинать писать секции вашей песни, можете начинать писать куплеты вашей песни, припевы, бриджи, создавая танец коротких и длинных строк.
Обратите внимание на эту пару строк:

Just a little shoebox in a package (9 гласных звуков)
Mama must have kept it all these years (9 гласных звуков)

Ощущается как: "Готово", как факт. Как будто мы закончили мысль, закончили идею. Мы не ощущаем необходимости продолжать движение вперед. Теперь мы можем продолжить, но это будет просто серия фактов, которые мы рассказываем.
Иначе будут восприниматься такая пара строк:

Just a little shoebox in a package (9 гласных звуков)
She kept it all these years (6 гласных звуков)

Теперь нам необходимо продолжать движение вперед.
Или, например:

Here comes the sun (4 гласных звука)
Fingers of gold (4 гласных звука)

Ощущается как: "Да, я просто говорю это". А если так:

Here comes the sunrise (5 гласных звуков)
Fingers of gold (4 гласных звука)

Здесь первая строка чуть длиннее, чем вторая. И вторая строка, как будто говорит: "Давай, давай! Давай продолжать!"

ba-da-da-da-da
ba-da-da-da.

Здесь есть, своего рода танец длинных и коротких строк. Если вы хотите создать ощущение того, что то, что вы говорите есть то, что вы имеете в виду, для передачи фактов, используйте одинаковые длины строк. Но если вы создаете секцию песни, в которой должно быть ощущение движения вперед, ощущение невозможности остановиться до самого конца, скажем, куплета, то сочетание длинных и коротких строк работает довольно хорошо.

Теперь, обратите внимание на различие: когда вторая строка короче или вторая строка длиннее первой строки.
Например:

Just a little shoebox in a package (9 гласных звуков)
Mama must have kept with here it all these years (11 гласных звуков)

Здесь вторая строка длиннее первой и есть ощущение нестабильности. Также здесь появляется выделение идеи во второй строке. Здесь подчеркивается словосочетание all these years (все эти годы). Здесь добавлена дополнительная длина, которая "включает подсветку" - выделяет идею. Вспомните, в песне "Great Pretender" два одинаковых по строению куплета, а в третьем куплете появляется дополнительная строка, которая сильно выделяется, потому что было добавлено что-то, чего мы не ожидали.

Итак, когда вы написали одну строку секции песни, например, "Just a little shoebox in a package", вы должны решить: следующая строка должна совпадать с первой по длине, чтобы создать ощущение стабильности? Или вы собираетесь сделать вторую строку короче, чтобы создать движение? Или вы собираетесь подчеркнуть важную идею во второй строке и сделаете вторую строку длиннее? Это варианты, которые у вас есть.

Цели применения длины строк в секции песни

Мы поговорили об использовании длины строки в секции песни с точки зрения создания стабильности или нестабильности. Важнее всего использовать длину строки для создания просодии.
Давайте рассмотрим, например, бридж в песне Still crazy after all these years (Paul Simon). Его ритм такой:

ba-da-da ta-da
ba-da-da ta-da
ba-da-da ta ta-ta

Прежде всего, у нас есть две одинаковые по длине строки, а третья строка - длиннее. Здесь создается ощущение необходимости продолжить движение в том же духе. А на самом, деле, как мы видим, во втором повторе встречается короткая строка:

ba-da-da ta-da
ba-da-da ta-da
ba-da-da

В этом месте секция обрывается и слушатель думает: "Ах, я хотел чтобы эта строка была длиннее! Здесь чего-то не хватает!" Конечно, мысль о том, что жизнь проходит может быть сказана просто как факт или вы можете сказать об этом так, как будто вы хотели бы, чтобы это было не так. Последняя строка укорочена, и у вас остается чувство сожаления, тоски. Это создает просодию.
Итак, длины строк могут использоваться, чтобы создать просодию, создать эмоциональную поддержку идеи песни. Укорачивание последней строки очень важно. Отметьте, что это работает потому, что есть ожидание чего-то. Вы ожидали строку "ba-da-da ta ta-ta", а получили "ba-da-da"
Ощущение того, какой длины строка должна быть создает нестабильность, когда встречается строка не такой длины.
Обратите внимание на бридж еще одной песни "Train in the distance" (Paul Simon)

ba-da-da ta-da-da ta-da
ba-da-da ta-da-da ta

Уже создается движение вперед - длинная строка, потом - короткая:

ba-da-da ta-da-da ta-da
ba-da-da ta-da-da ta
ba-da-da ta-da-da ta-da

И, конечно, в четвертой строке мы ожидаем "ba-da-da ta-da-da ta". Но бридж дает нам:

ba-da-da ta-da-da ta-da
ba-da-da ta-da-da ta
ba-da-da ta-da-da ta-da
ba-da-da ta-da-da ta-da-da ta-da-da ta.

В этом месте, добавляется дополнительный материал и выделяется последняя строка, "включается подсветка". И здесь, как вы увидете в песне, подсветка включается в последнем бридже песни, чтобы выделить главную идею.
Итак, длина строк также используется, чтобы выделить основную идею. Например, у нас есть:

ba-da ta-da ta-da ta
ba-da ta-da ta
ba-da ta-da ta-da ta
ba-da ta-da ta.

Здесь длины строк сбалансированы. А что если добавить что-то? Это автоматически получит дополнительное внимание слушателя. Отметьте, что мы можем сделать секцию несбалансированной, если будем использовать дополнительную длину строки.

I love the way you look at me
I love the way you look

Сейчас я создал ощущение необходимости продолжать, ощущение необходимости сбалансировать эти строки. Мы работаем с построением секции.

Вы можете сделать так, чтобы в одной секции было движение к другой, как в песне Why I can'y have you группы The Cars.

ba ta-ta ta-ta ta-ta
ba ta-ta ta-ta ta-ta
ba ta-ta ta

Это пре-хорус, в котором есть движение к припеву.
Итак, используя длины строк, вы можете создать движение от одной секции к другой. Также вы можете использовать длины строк, чтобы создать потребность в новой секции.

ba-da ta-da ta-da ta
ba-da ta-da da
ba-da ta-da ta-da ta ba-da ta-ta-da ta-ta

ba-da ta-da ta-da ta
ba-da ta-da da
ba-da ta-da ta-da ta ba-da ta-ta-da da-ta-ta

Мы чувствуем несбалансированность в длинной, затем короткой и самой длинной строках. Это чувство требует повтора таких же по длине трех строк, если мы хотим создать стабильность.
Конечно, вы получаете игры, в которые можете играть. Вы можете стать сумасшедшим профессором и делать что-то вроде:

ba-da ta-da ta-da ta
ba-da ta-da ta
ba-da ta-da ta-da ta-da ta-da ta-ta ta-ta-ta

ba-da ta-da ta-da ta
ba-da ta-ta
ba-da ta-da ta-da ta-ta

сделать строку короче. Вы можете проделывать такие трюки.

Вы увеличиваете ожидания слушателя, у него есть ожидание того, что должно произойти дальше. Слушатели находятся в вашей власти. Вы можете сделать, что захотите: можете удовлетворить ожидания слушателей или не удовлетворить. Вы можете выделить какую-то мысль или создать движение.

Наконец, мы можем использовать длину строк, чтобы создать контраст между секциями песни. Обратите внимание на песню "50 ways to leave your lover" (50 способов расстаться с любимым) (Paul Simon). Куплеты этой песни состоят из длинных строк.

ba-ta-da ta-da ta-da ta-da ta-da ta-da ta-da ta-ta
ba-ta-da ta-da ti-da ta-da ta-da ta-da ta-da ta-ta
ba-ta-da ta-da ti-da ta-da ta-da ta-da ta-da ta-ta
ba-ta-da ta-da ti-da ta-da ta-da ta-da ta-da ta-ta

А припевы - из коротких:

pa-ra da ta-ta
pa-ra ra ta-ta
pa-ra ra ta-ta
pa-ra ra ta

pa-ra da ta-ta
pa-ra ra ta-ta
pa-ra ra ta-ta
pa-ra ra ta

Длина строк говорит кое-что дополнительно к идее песни (Как расстаться с любимым). Это просто факты, как вы можете сделать это. В коротких строках просто перечисляются способы, как вы можете расстаться с любимым. А в длинных строках вы расслабляетесь, здесь есть диалог.

Мы рассмотрели четыре варианта применения длины строк в секциях песни:

1. просодия - создание стабильности или нестабильности, чтобы поддержать идею песни и в некоторых случаях раскрасить ее эмоционально.
2. выделение важной идеи песни
3. движение одной секции к другой
4 контраст между секциями

Стоит отметить, что количество строк само по себе не делает сильного контраста, потому что вы не поймете, сколько строк в секции, пока она не кончится. Так что вы можете создать немедленный контраст, яркий, между двумя секциями, используя различные длины строк в них. С точки зрения длины строк, слушатель почти сразу заметит разницу между секциями, если они имеют разную длину строк. И это не только выделяет секцию, это также создает просодию.

В следующем занятии мы рассмотрим третий элемент композиции - схему рифмовки и узнаем, как ее использовать.



  • 1

Мне как правило нравятся укороченные четные строки:) особенно, четвертые


Доброго дня)))
Хорошей рабочей недели)

"Когда вторая строка короче, создается ощущение, что движение должно быть продолжено" - вот это я и раньше замечал)

Интересно))) Отличного дня и прекрасного настроения :)

спасибо) прекрасного дня!)

Хорошего начала рабочей недели)

Очень увлекательно)

  • 1