nnikitenko


Сделай это творчески!

Личный блог Нины Никитенко


Previous Entry Share Next Entry
Песнетворчество с Пэтом Паттисоном - Неделя 3 - "Схема рифмовки" - Часть 2
nnikitenko
С добрым утром, дорогие друзья! В этой части занятия Пэт Паттисон продолжает рассказ о схеме рифмовки. Если вы пропустили предыдущую часть курса, можете найти ее здесь.


Схема рифмовки, которая создает чувство нестабильности, заставляет нас двигаться вперед, и выглядит как, например: A B B A

thud (A)
crach (B)
blash (B)
blood (A)

Давайте рассмотрим в действии эти три схемы рифмовки, о которых мы говорили: две стабильные и одну нестабильную. Посмотрите на такие строки:

Rock star
Pop star
Sports star
Porn star
BA da da DEE da da da DAH DAH DAH

Этот куплет состоит из двух двустиший:
Rock star
Pop star
и
Sports star
Porn star
а  затем следует ритмическая последовательность.

Такая схема делит куплет на три части:

Rock star (a)
Pop star (a)

Sports star (b)
Porn star (b)

BA da da DEE da da da DAH DAH DAH

Если мы применим схему рифмовки A B A B, кое-что изменится:

Rock star (a)
Sports star (b)
Pop star (a)
Porn star (b)
BA da da DEE da da da DAH DAH DAH

Теперь это воспринимается не как "две строки, две строки, ритмическая последовательность", а как "четыре строки, затем - ритмическая последовательность". И эти четыре строки все еще довольно стабильны. Куплет довольно стабилен и делится на группу из четырех строк и еще одну строку. Эта группа из четырех строк определяется схемой рифмовки, на четвертой строке происходит остановка, потому что схема рифмовки симметрична (a, b, a, b). А затем у нас есть одна дополнительная строка - ритмическая последовательность.
Теперь попробуем схему рифмовки A B B A с такими же словами и посмотрим, что произойдет теперь:

Rock star (a)
Sports star (b)
Porn star (b)
Pop star (a)
BA da da DEE da da da DAH DAH DAH

Схема ABBA звучит несбалансированно, нестабильно, незавершенно. Она не создает завершенной последовательности. Но если мы посмотрим на нее с высоты, мы увидим, что здесь есть инверсия: AB - BA. Но услышав ABBA, вы скорее всего захотите добавить еще две строки, чтобы получить ABBABB или ABBACC, чтобы создать стабильность, баланс, которого невозможно достичь в схеме ABBA. Схема ABBA называется "In Memoriam"(В память). У этого названия есть история.  Если коротко, Альфред Лорд Теннисон (Alfred Lord Tennison)  написал стихотворение "In Memoriam A.H.H.", которое он посвятил погибшему другу. В четверостишиях он использовал схему рифмовки ABBA, которая передавала его чувства утраты.  То есть в конце каждого  четверостишия ощущаются те же эмоции, которые вы испытываете, когда говорите о друге, которого вы потеряли и хотели бы вернуть. "Он был таким хорошим человеком..."  и так далее. Общее ощущение нестабильности имитирует торжественный тон, которым произносят траурную речь, выражает нехватку чего-то, чувство тоски.
И с тех пор, схему рифмовки ABBA отождествляли с этим стихотворением.

Рассмотрим песню Джеймса Тейлора (James Taylor) "Sweet baby James", как пример применения схемы рифмовки ABBA. Размер 3/4.

Amazing Grace! How sweet the sound (a)
That saved a wretch like me (b)
I once was lost, but now I'm found (a)
Was blind, but now I see (b)

Это звучит убедительно, устойчиво, как будто все это было на самом деле. Это факт, завершенная мысль. Рассказ о том, что великая благодать способна сделать для вас. Давайте поменяем "the sound", "me', "found", "see" в схеме рифмовки ABAB так, чтобы появились двустишия:

Amazing Grace! How sweet the sound (a)
I once was lost, but now I'm found (a)
I was blind, but now I see (b)
Your love has saved a wretch like me (b)

И теперь это звучит стабильно, но в середине появляется пауза, которая показывает, что есть одна идея и есть другая. Оба рассмотренных варианта схемы рифмовки стабильны, но заметьте, что схема AABB создает некоторое равноправие в каждое второй строчке, что создает акценты. В этих двустишиях, вместо одного сильного акцента на четвертой строке, у нас есть два примерно одинаковых по силе акцента на второй и четвертой строках. Каждый из этих двух акцентов ощущается важным.

Итак, разница жду схемой рифмовки AABB и ABAB  в том, ABAB создает поток энергии и импульс, который в конце концов останавливается на четвертой, последней строке и выделяет ее сильнее всех. Четвертая строка не делится своей мощью со второй. Идея стабилизирующих строк, на которых делаются акценты, на самом деле очень интересна. Потому что схема рифмовки  заставляет нас двигаться, двигаться, двигаться, двигаться (ABAB) и создает более сильный акцент на  последней строке, чем схема рифмовки AABB.

Теперь попробуем схему ABBA.

Amazing Grace! How sweet the sound (a)
I once was lost, as I could be (b)
I was blind, but now I see (b)
My life has gone from lost to found (a)

И здесь чувствуется необходимость в чем-то большем, как будто что-то здесь не так просто. Теперь, надеюсь, вы чувствуете разницу: кажется, что за этими словами должно последовать что-то еще, как будто не все сказано.

Почему я могу использовать эту схему рифмовки? Я могу чувствовать неуверенность в своей вере, могу сомневаться, могу чувствовать, что мне нужно сказать больше, чем я говорю. Какой бы ни была причина, используется эта схема рифмовки в сочетании с четным количеством строк и равной длиной строк.

Это сочетание четного количества строк, равной длины строк и ассиметричной схемы рифмовки создает своего рода небольшое эхо, которое заставляет звучать это четверостишие не так стабильно, как при использовании двух двустиший или схемы рифмовки ABAB.

Дополнительно к этой теме, вы можете перейти на мой сайт www.patpattison.com, и на левой панели кликнуть по ссылке "PAT'S PARLOUR", далее кликнуть по ссылке "Pat's Parlour Archives" и найти мою статью "Same song, different journey" ("Та же песня, другой путь"). Это статья о моем мастер-классе в городе Перт, Австралия. Одна женщина показала свою песню, которая состояла из одних двустиший. И на этом мастер-классе мы изменяли эту песню, используя разные схемы рифмовки. Конечно, это подразумевало перестановку строк, но общее содержание песни оставался прежним. Все превращения песни и то, как идеи воспринимались, были совершенно разными, в зависимости от того, как используемая схема рифмовки заставляла эти строки двигаться.

Так что обратите внимание на эту статью и вы узнаете, что есть много других  схем рифмовки, которые вы можете использовать, кроме очевидных трех: AABB и ABAB, а также ABBA, которые можно считать парадигмами - парадигмами стабильности и нестабильности. Конечно, парадигма с фрагментированной схемой рифмовки AABB отличается от ABAB: вторая сильнее выделяет последнюю строку, а первая делает одинаковые акценты на второй и четвертой строках.


  • 1
Какой интересный алгоритм написания стиха.
Ещё бы придумать такую же оркестровку и хит - готов!

Интересно ансамбль АВВА не отсюда название взял?:)

приятного вечера и доброй ночи ^_^

спасибо) чудесного дня!

Интересненько =)
Чудесных выходных! =)

спасибо) приятных выходных)

Полезная информация)

Очень интересно)

Самое главное , по-настоящему захотеть)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account