nnikitenko


Сделай это творчески!

Личный блог Нины Никитенко


Previous Entry Share Next Entry
Песнетворчество с Пэтом Паттисоном - Неделя 3 - "Типы рифм" - Часть 2
nnikitenko
Привет, дорогие друзья! На прошлом занятии курса "Песнетворчество" Пэт Паттисон начал рассказ о том, какие бывают рифмы, что такое точная или идеальная рифма. Сегодня Пэт поведает, что такое "родственная" рифма в песне и как она может помочь, если точной рифмы к слову подобрать не получается.
Пэт 6.jpg

Много лет назад я сидел в библиотеке Беркли и читал Принстонскую энциклопедию поэзии и поэтики. Я читал ее в свое удовольствие.  Читал раздел, посвященный взаимоотношениям между фонемами и фонетическим группировкам. В этом разделе говорилось о группе согласных.

Есть группа согласных: при их произношении струя воздуха используется одинаково. При их произношении, поток воздуха прерывается и происходит звуковой "взрыв". Как раз поэтому такие звуки называются "взрывными". Их всего шесть. Произнесите английский звук "p" ("п"). Обратите внимание, что когда вы делаете "взрыв", ваши губы сомкнуты, а струя воздуха останавливается и тогда звук "p" ("п") "взрывается".

Теперь попробуйте звук "t" ("т"). Вы касаетесь кончиком языка твердого неба, останавливая поток воздуха, и звук "взрывается".

Теперь возьмем звук "k" ("к"). При произнесении этого звука средняя часть языка смыкается с мягким нёбом, образуя полную преграду для потока воздуха. Выдыхаемый из легких воздух энергично и мгновенно (взрыв) размыкает преграду. Все эти движения во рту, когда вы произносите "p", "t", "k" фонетически связаны, они препятствуют прохождению воздушной струи, а затем слышен взрывной звук. Эти звуки можно назвать "родственными" с фонетической точки зрения.

Если вы произносите звук "p"("п"), заметьте, что голосовые связки не используются. Если вы напрягаете голосовые связки, когда произносите звук "p" ("п"), то получаете звук "b" ("б"). Звуки "p" ("п") и "b" ("б") называются парными. Общее у них то, что они создаются при прерывании воздушной струи губами. Различие в том, что "p" ("п") - глухой звук, голос не используется; а звук "b" ("б") - звонкий, голосовые связки при его произношении вибрируют. Если при произношении звука "t" ("т") напрячь голосовые связки, получится парный ему звук "d" ("д"). А сейчас извлеките звук "k" ("к"), задействовав голосовые связки - получите парный ему звук "g" ("г").

Вот шесть взрывных звуков: три глухих ("p", "t", "k") и три звонких ("b", "d", "g") образуют семейство. Прочитав об этом, я решил: "Ничего себе, как интересно! Я никогда не думал об этом". А потом, голос в моей голове сказал: "Интересно, кто-нибудь когда-нибудь применял это для рифмовки?" И я обнаружил, что это еще никто не делал. Тогда я подумал: "Почему бы мне не сделать это?"

Мы "поиграем" со вторым свойством идеальной рифмы: "если после гласного звука следует согласный, в идеальной рифме согласные должны быть одинаковы". Я просто изменяю это условие: "если после гласного звука следует согласный, в рифме согласные должны быть фонетически связаны". Это условие создает  "родственную" рифму.

Пока будем работать только с этим шестью взрывными согласными звуками и начнем с примера:

"My heart's been stuck in the mud" (Мое сердце отстало от жизни)

У меня есть слово mud, к которому нужно подобрать рифму. Сначала я пытаюсь найти идеальную рифму: "blood" (кровь), "stud" (шпилька)   - вариантов не много. Я не могу сказать точно, что я хочу сказать достаточно стабильно. Я собираюсь пойти другим путем и использовать знания о фонетически связанных согласных в конце слов. Здесь у нас есть звук "d", которым заканчивается слово. Давайте рассмотрим парный звук для "d" - звук "t". Обратимся к словарю рифм и найдем в нем слова, в которых есть короткий гласный звук "a" и которые заканчиваются на "t". Мы получим такие слова, как: "сut", "glut", "hut", "shut", "rut". Итак "mud"-"rut" - звучит очень похоже.

Надо сказать, что  парные звуки можно использовать вместо идеальной рифмы.

Давайте будем играть соль (G)  в басу.
da-da da-da dum.
Соль (G) очень тесно связана с до-мажор (С). В до-мажорной гамме первый обертон - октава, второй обертон - пятая ступень. Так что когда вы играете первую ступень тональности и пятую, условно говоря, создается несколько дополнительных обертонов.  Звучит довольно гармонично, когда вы играете до-мажорное (С) трезвучие, поете "до" (С) и играете пятую ступень "соль" (G) в басу - можно назвать это заменой до-мажора в позиции "до" - когда вы играете "до" в басу. Замена - это то, что дает вам почти все.

Вернемся к парным согласным звукам. У звука "d" есть еще два соседних, таких же звонких: "b" и "g".
mud - rub
mud - rug

Мы сейчас рассматриваем звуки "t", "b", "g" в качестве конечных согласных. Теперь количество возможных рифм увеличилось в три раза. У нас есть в три раза больше способов сказать то, что мы хотим, то, что интересно, все еще используя правило, которое составляет идеальную рифму.
Мы можем также использовать парные к соседним согласные:
"p": mud - cup
"k": mud - truck
Все еще остается сходство между этими звуками. Мы получили эти варианты, основываясь на изменении второго необходимого условия идеальной рифмы, которое теперь звучит так: "согласные звуки (если они есть), которые следуют за гласными, должны быть фонетически связанными". В четвертой главе книги моей книги "Writing beter lyrics" вы можете найти полную схему "родственной" рифмы.
Затем  я продолжил изучение другой группы согласных звуков, которые вместо того, чтобы останавливать поток воздуха, задерживают его, препятствуют ему и создают при этом трение. Эти согласные звуки, которые создают преграду для воздушного потока без его остановки, называются фрикативными. Они произносятся с шумом. Существует 10 фрикативных звуков в английском языке. Они тоже делятся на пары звонких/глухих.
v-f
TH-th
z-s
zh-sh
j-ch

И когда вы рассматриваете слово, которое заканчивается на фрикативный звук, вы можете начать сначала работать с соседними по группе звуками, затем с парными к ним и выбрать, что вам подходит.

Возьмем фразу: "Anybody looking for love?" (Кто-нибудь ищет любовь?)

Загляните в словарь рифм, и к слову love (любовь)  вы найдете точные рифмы above (над), dove (голубь), glove (перчатка). Кстати, слово of вы там не найдете. Но сколько раз love рифмовали с of - множество раз! Вы знаете инструмент для нахождения близкой рифмы. Есть очень ограниченное число слов, которые идеально рифмуются со словом love. Во множествах песен о любви авторы обращаются в небесам, чтобы использовать для рифмы слово above (над, выше):
the sky above, the start above.

Почему звезды кажутся такими романтичными? Почему луна кажется такой прекрасной? Она тоже "выше". С ними можно использовать слово "above". Поскольку возможности подбора идеальной рифмы к слову love так ограничены, давайте немного их расширим.
Конечно, в парах
love - buzz (шум)
love - grudge (обида)
love - rough (грубость)
love - crush (крах)
love - crutch (опора)
хоть и не точная рифма, но все равно получается довольно стабильно.

Заметьте, что слово crush  не звучит, как рифма к слову love, когда вы их произносите. Но вокалисты поют именно гласные. Гласные задают тон. Так что, когда я пою "love" - гласная правит, гласная - королева. Согласные - всего лишь граждане среднего класса. Так что, когда вы поете слова "love" и "crush", они кажутся довольно похожими, потому что природа песни - в выделении гласных. Мы не можем провести интересные связи между словами, которые при  произношении не создают или создают очень мало ощущения завершенности, зарифмованности. Но в песне мы можем это сделать.

Согласно Принстонской энциклопедии поэзии и поэтики, есть еще "носовые" звуки. Это звуки "m"("м"), "n"("н") и "ng". Все из одной группы и все они звонкие. При их произнесении воздушный поток проходит через нос, звук проходит через нос. Слова come/sun/hung звучат очень похоже.

Итак, есть три категории согласных звуков: взрывные, фрикативные и носовые, с помощью которых вы можете создать замену идеальной рифме - "родственную" рифму. Будет звучать довольно завершенно, но не так завершенно, как при использовании идеальной рифмы. Что же делает "родственная" рифма? Прежде всего, в случае со взрывными согласными, она дает в пять раз больше вариантов, чем идеальная рифма. В случае с фрикативными согласными (поскольку они не все используются), у вас будет в семь или восемь раз больше возможностей выразить свою мысль и получить устойчивую, стабильно звучащую рифму. В случае с носовыми согласными, у вас будет в два или три раза больше возможностей сказать, что вы имели ввиду, все еще оставаясь в рамках ощущения стабильности.

Рифма выполняет множество функций. Она завершает мысль, создает "разрешение" в конце куплета или припева. Если вы вплетаете рифмы внутри строки, внутри схемы рифмовки, можно добиться ощущения ускорения.

Рассмотрим на примере лимерика:

There once was a student named Esser
Whose knowledge grew lesser and lesser
And it once grew so small, he knew nothing at all
So now he is colledge professor.

Эти две короткие строки:  once grew so small и he knew nothing at all рифмуются внутри длинной  и "толкают" нас вперед. Это дает нам ускорение. С идеальной рифмой это ускорение более выражено. Но вы не всегда хотите именно такой выраженности.  Можно попробовать задействовать звуковые аспекты текста, то есть - отношения между гласными и согласными.

Что касается поиска "родственной" рифмы, большинство словарей рифм содержат только точные, идеальные рифмы. И это нормально. Это не должно стать препятствием в поиске рифм. Если вы, например, ищете рифму к слову mud, сначала выделите гласный звук. Здесь - это короткий звук "a". Затем поищите в словаре слова с кратким звуком "a" в сочетании со звуков "t". Затем ищите слова в сочетанием звуков "a" и "b". После можете поискать слова с сочетанием звуков "a" и "g", "a" и "p", "a" и "k" и так далее. Смотрите, что вам подходит. Вы найдете колонки односложных, двусложных, трехсложных рифм, которые заканчивают на этот звук. Эти слова предоставят вам множество возможностей для рифмовок. Точно так же можно поступить и с фрикативными, и с носовыми согласными. Все что вам нужно  - просто знать группы согласных звуков и использовать их как путеводитель по словарю рифм.

В следующей лекции мы поговорим об аддитивных и субтрактивных рифмах.



?

Log in

No account? Create an account