nnikitenko


Сделай это творчески!

Личный блог Нины Никитенко


Previous Entry Share Next Entry
Про написание стихов от Маяковского...
nnikitenko

Когда живешь вдали от города, вокруг только степь и некуда прогуляться, находишь время на давно отложенные дела=)
Вчера вот добралась до сочинения В. Маяковского "Как писать стихи" (1926г.!!!).
Текст довольно объемен и содержателен. Выписала для себя некоторые ключевые положения:

1. Для Маяковского поэзия была ежедневной работой  - он считал нормой своей выработки 6-10 строк в день.

2. Поэт каждую встречу, каждую вывеску, каждое событие при всех условиях расценивает только как материал для словесного оформления.

3. Для делания поэтической вещи необходима перемена места или времени. "Хорошо начинать писать стих о первом мае этак в ноябре и в декабре, когда этого мая действительно до зарезу хочется... Чтобы написать о тихой любви, поезжайте в автобусе № 7 от Лубянской площади до площади Ногина. Эта отвратительная тряска лучше всего оттенит вам прелесть другой жизни. Тряска необходима для сравнения.".

4. Время нужно и для выдержки уже написанной вещи. Все стихи, которые я писал на заданную тему при самом большом душевном подъёме, нравившиеся самому при выполнении, всё же через день казались мне мелкими, несделанными, однобокими. Всегда что-нибудь ужасно хочется переделать. Поэтому, закончив какую-нибудь вещь, я запираю её в стол на несколько дней, через несколько вынимаю и сразу вижу раньше исчезавшие недостатки.

5. Ритм — основа всякой поэтической вещи, приходящая через неё гулом. Постепенно из этого гула начинаешь вытискивать отдельные слова. Некоторые слова просто отскакивают и не возвращаются никогда, другие задерживаются, переворачиваются и выворачиваются по нескольку десятков раз, пока не чувствуешь, что слово стало на место. Первым чаще всего выявляется главное слово — главное слово, характеризующее смысл стиха, или слово, подлежащее рифмовке. Остальные слова приходят и вставляются в зависимости от главного.

6. Ритм — это основная сила, основная энергия стиха Поэт должен развивать в себе именно это чувство ритма и не заучивать чужие размерчики; ямб, хорей, даже канонизированный свободный стих — это ритм, приспособленный для какого-нибудь конкретного случая и именно только для этого конкретного случая годящийся.

7. Из размеров я не знаю ни одного. Я просто убеждён для себя, что для героических или величественных передач надо брать длинные размеры с большим количеством слогов, а для весёлых — короткие. Почему-то с детства (лет с девяти) вся первая группа ассоциируется у меня с:

Вы жертвою пали в борьбе роковой… —

а вторая — с:

Отречёмся от старого мира…

Курьёзно. Но, честно слово, это так.

8. Про рифмовку. "Можно рифмовать и начала строк:

улица —
лица у догов годов резче, —

и т. д.

Можно рифмовать конец строки с началом следующей:

Угрюмый дождь скосил глаза,
а за решеткой, чёткой, —

и т. д.

Можно рифмовать конец первой строки и конец второй одновременно с последним словом третьей или четвёртой строки:

Среди учёных шеренг
еле-еле
в русском стихе разбирался Шенгели, —

и т. д. и т. д. до бесконечности."

9. Когда вы говорите «резвость», то рифма «трезвость» напрашивается сама собою и, будучи произнесённой, не удивляет, не останавливает вашего внимания. Такова судьба почти всех однородных слов, если рифмуется глагол с глаголом, существительное с существительным, при одинаковых корнях или падежах и т. д.

P.S: Моя подруга как-то высказала мысль, что многие знают биографии художников, как отдельные и не связанные друг с другом истории, хотя если глубже изучать их, оказывается, что эти люди между собой общались, ходили друг другу в гости, учились друг у друга. С поэтами также. Часто один поэт отвечает на стихи другого. В. Маяковский написал ответ на строки С. Есенина:

В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

(Есенин)

В этой жизни помирать не трудно,
Сделать жизнь значительно трудней.
(Маяковский)


  • 1
Спасибо, и вам!)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account